Потолки

Подвесные и натяжные потолки

Метки: Человек-амфибия где снимали, человек-амфибия театрально-цирковое шоу, человек-амфибия новый фильм смотреть онлайн, человек-амфибия 1 серия, человек-амфибия новый фильм.

Человек-амфибия
Жанр

драма,
Кинофантастика

Режиссёр

Геннадий Казанский
Владимир Чеботарёв

Автор
сценария

Акиба Гольбурт
Александр Ксенофонтов
Алексей Каплер

В главных
ролях

Владимир Коренев
Анастасия Вертинская
Михаил Козаков

Оператор

Эдуард Розовский

Композитор

Андрей Петров

Кинокомпания

Киностудия «Ленфильм»

Длительность

95 мин.

Страна

 СССР

Язык

Русский

Год

1961

IMDb

ID 0055844

«Человек-амфибия» — советский художественный фильм, поставленный на Ленинградской ордена Ленина киностудии «Ленфильм» в 1961 году режиссёрами Владимиром Чеботарёвым и Геннадием Казанским по одноимённому научно-фантастическому роману Александра Беляева.

Премьера фильма состоялась 3 января 1962 года[1].
Лидер советского кинопроката 1962 года — 65,5 млн зрителей.

Содержание

Сюжет

Рыбаки и ловцы жемчуга Буэнос-Айреса напуганы — в море появился таинственный «морской дьявол». Однако хладнокровный делец — владелец артели ловцов жемчуга Педро Зурита — решает поймать загадочное существо и приспособить его к делу. Он начинает патрулировать залив в надежде выследить «дьявола». Двоякодышащий человек с лёгкими и с жабрами акулы — это юноша по имени Ихтиандр — результат смелых экспериментов доктора Сальватора с пересадкой органов. Ихтиандр слабо знаком с людьми и цивилизацией — он вырос в доме отца и в море, его друзья — дельфины. Как-то раз Ихтиандр увидел выпавшую за борт и тонущую девушку и спас её от гибели. Эта мимолётная встреча изменяет жизнь юноши. Он впервые выходит в город и находит там очаровательную Гуттиэре, которая и не знает, кто её настоящий спаситель. Между молодыми людьми возникают чувства. Однако отец девушки Бальтазар настаивает на том, чтобы она вышла замуж по расчёту за Зуриту. Гуттиэре сопротивляется.

После нескольких попыток Зурита, наконец, смог поймать «морского дьявола» и посадить его на цепь в бочку с водой. Но Гуттиэре помогает Ихтиандру бежать. Из-за того что он слишком долго пребывал в бочке с водой, здоровье Ихтиандра ухудшилось, и теперь он уже не сможет покидать море.

История создания

У каждого фильма — своя история. Своя история и у этой картины. Вспоминает главный оператор фильма Эдуард Розовский. «Мы сидим на вершине утеса, нависшего над Гизельдонским ущельем[2] в Северной Осетии, на высоте почти три тысячи метров. Над нами в синем, до боли в глазах, небе черными точками проплывают орлы. Дна ущелья не видно, оно закрыто белой пеленой облаков. И невольно кажется, что кроме нас: режиссера Владимира Чеботарёва и меня, на расстоянии многих сотен километров никого нет. Два человека, затерявшиеся среди бесчисленных горных вершин. Нам немного грустно. Так бывает всегда, когда заканчиваются съёмки картины и приходится расставаться с полюбившимися героями и местами.[3] <...> А дальше? Где прозвучат вновь такие знакомые и каждый раз неизменно волнующие слова: „Внимание! Мотор! Начали..?“. <...> Признаюсь, у нас есть заветная мечта: мы давно задумали перенести на экран события известного романа Александра БеляеваЧеловек-амфибия“. <...> Так, может быть, в следующий раз знакомая команда прозвучит в „мире безмолвия“? Во всяком случае, мы хотим превратить морское дно в киносъёмочный павильон. Остаётся доказать реальность замысла...».[4]

К тому времени сценарий фильма «Человек-амфибия» 10 лет пролежал невостребованным на киностудии «Ленфильм»: читать его читали, и многие, но никто из режиссёров не хотел браться за постановку из-за технологической сложности самих съёмок. Кроме того, было известно, что в конце 40-х годов идею экранизации романа Александра Беляева вынашивали в Голливуде[5], однако отказались от постановки, ввиду невозможности её осуществления, поскольку опыта подобных масштабных игровых подводных съёмок в открытой воде в то время ещё не было. Не было этого опыта и в 1958 году. Однако Владимиру Чеботарёву, успевшему к этому времени поработать в научно популярном кино, и имевшему кое-какой опыт подводных съёмок, пришла в голову идея разделить съёмку на небольшие эпизоды (с задержкой дыхания на минуту-две), в перерыве между которыми актёры могли бы отдохнуть, дыша воздухом из аквалангов.[6] Но одно дело догадка, а другое — её воплощение. Поэтому, прежде чем подать заявку на экранизацию, он и оператор Эдуард Розовский обратились за консультацией к подводникам, к чемпиону СССР по подводному плаванию Рэму Стукалову и другим специалистам. Вывод оказался обнадёживающим: снять фильм будет очень трудно, но возможно. Заявка была подана, однако сценарий утвердили с большим трудом, поскольку многие работники студии считали подобную затею полнейшей авантюрой.[7] Точно также думали и американцы. Когда это известие дошло до них, в газете Нью-Йорк таймс появилась статья, в которой подняли на смех будущих создателей фильма, предрекая им «полный провал». В публикации отмечалось, что «сам Уолт Дисней отказался от экранизации беляевского романа из-за сложности подводных съёмок, а русские, которые работают на допотопной технике, решили бросить вызов судьбе».[5]

Для съёмок была найдена бухта Ласпи (Крымский полуостров) с достаточно прозрачной водой. Была куплена старая рыболовецкая шхуна и организован вольер для дельфинов. Кроме того, часть съёмок проведена в крымском поселке Кастрополь и под склоном скалы Ифигения. Сцены заграничного портового города – по книге Буэнос-Айреса, снимали в Баку. Позже в этом районе Баку в фильме Бриллиантовая рука, снимут сцены другого заграничного портового города – Стамбула.

Актёры Владимир Коренев и Анастасия Вертинская прошли обучение подводному плаванию в бассейне, и затем начались съёмки. Тем не менее съёмочная группа не раз подвергалась опасности из-за сложности работы под водой. В эпизоде, когда Ихтиандр опускается под воду на цепи, матрос не уследил за ней, выпустил из рук, и шестидесятиметровая железная цепь чуть не утащила ко дну Владимира Коренева, но, к счастью, его подстраховали.

Был ещё один опасный эпизод — сцена, когда Ихтиандра прячут от Сальватора под водой, привязав его к якорю. Эпизод снимался на глубине 20 метров, в паузе Кореневу дают загубник акваланга, а тот не срабатывает. Находившийся рядом Рэм Стукалов сбрасывает свой акваланг и отдает его актёру, а сам без остановок всплывает. О том, что у Стукалова в итоге развилась кесонная болезнь, Кореневу сказали только после окончания съёмок.[8] Впрочем, по воспоминаниям главного оператора Эдуарда Розовского, который и снимал этот эпизод, всё было не совсем так. «Всё хотелось сделать в лучшем виде — без подвохов и обмана. Некоторые опасные и рискованные вещи проверяли на себе. Прежде чем привязать артиста к якорю и бросить на глубину 18—20 метров, мы вдвоем с Владленом Кебкало, не привязываясь, обхватили огромное веретено якоря, который по команде бросили в воду. На глубине около 5 метров нас оторвало от якоря и в полуоглушенном (от грохота цепи) состоянии выбросило наверх. Мы поняли, что Бог миловал. Поэтому к якорю привязали манекен, одетый «под Ихтиандра», а когда он упал на дно и поднял клубы ила, сняли другой кадр — с привязанным Володей Кореневым. А вокруг были аквалангисты с запасными аквалангами, чтобы Ихтиандр мог дышать под водой. Вот так снимался этот эпизод. А легенды пусть остаются легендами».[9]

В сцене нападения акулы на Гуттиэре Вертинской, которая снималась без дублёрши, пришлось исполнить сложный трюк, когда героиня с поверхности воды медленно опускается на дно, и там её подбирает Ихтиандр[10].

Несмотря на то что советское кинематографическое руководство отнеслось к фильму с большим скепсисом (это была вторая полнометражная картина в кино молодого режиссёра Чеботарёва), картину ждал прокатный успех и долгая зрительская память[8][11]. Немало способствовала успеху фильма и новаторская для советских зрителей того времени электронная музыка молодого композитора Андрея Петрова.

В ролях

В эпизодах

Съёмочная группа

Каскадёры (погоня на мотоциклах)

Отличия от книги

  • В фильме внешность доктора Сальватора (артист Николай Симонов) мало совпадает с его описанием в книге.
  • В фильме отсутствует сюжетная линия с родством Бальтазара и Ихтиандра, Ихтиандр — сын Сальватора.
  • В фильме отсутствуют упоминания об описанных в книге фантастических хирургических опытах, проводимых Сальватором над животными, а также над детьми-индейцами. Опыт по пересадке Ихтиандру жабр акулы Сальватор, по сценарию фильма, произвел лишь в качестве исключительной меры, чтобы спасти Ихтиандру жизнь.
  • В книге Гуттиэре приемная дочь Бальтазара, в фильме она приходится ему родной дочерью.
  • В книге Ольсен - простой рабочий с фабрики, в фильме же Ольсен - журналист очевидно левых взглядов, старый друг Сальватора.
  • В фильме отсутствует один из ключевых персонажей книги - Кристо, брат Бальтазара, слуга Сальватора, которому тот доверил попечение над Ихтиандром.
  • В фильме отсутствует сцена суда над Сальватором, которая в книге является кульминационной, т.к., согласно книге, именно на суде Сальватор открывает тайну создания человека-амфибии. В фильме Сальватор в самом начале рассказывает об истории "создания" Ихтиандра Ольсену.
  • В финале фильма Бальтазар убивает Зурита и сдается властям, дальнейшая судьба Гуттиэре, Ольсена и Сальватора после того, как они организовали побег Ихтиандра, остается неизвестной. В финале книги Зурита развелся с Гуттиэре, дела его идут неплохо. Гуттиэре вышла замуж за Ольсена, после чего они эмигрировали в США. Сальватор, отбыв небольшой срок, вышел из тюрьмы и продолжил свои исследования.
  • В книге для Ихтиандра сохраняется надежда выздороветь, в фильме он обречён на жизнь в воде.
  • Сцена побега Ихтиандра из тюрьмы в фильме (побег на машине, стрельба, погоня) не имеет ничего общего с книгой, где Ольсен не торопясь увозит Ихтиандра из тюрьмы на повозке в бочке с водой.
  • В фильме есть сцена прощания Ихтиандра с Гуттиэре, в то время, как в книге с Ихтиандром прощается только Ольсен, а Гуттиэре прячется за камнями.
  • Имеется заметное расхождение во времени действия событий в фильме и книге.
  • В книге немало места занимает дельфин Лидинг - лучший друг Ихтиандра в море. В фильме он мелькает только в одном коротком эпизоде - когда Ихтиандр зовет его на помощь и он устремляется к нему. Для зрителей, не читавших книгу, эпизод так и оставался непонятным, потому что дельфин не упоминается даже в разговорах.
  • В книге Ихтиандр порой погружается на большую глубину. В фильме он всегда плавает на небольшой глубине, и над ним четко видна поверхность воды.

Съёмки

  • Консультантами первого отечественного полнометражного художественного фильма, снятого под водой в натурных условиях, были сотрудник Ленинградского института физической культуры имени П. Ф. Лесгафта, аквалангист Владлен Кебкало и первый чемпион СССР по подводному спорту, инженер Рэм Стукалов.[9]
  • Для костюма Ихтиандра нужна была ткань, которая была бы достаточно плотной и не растягивалась в воде. После долгих поисков остановились на той, из которой шили плотные женские колготки. Для изготовления чешуек использовали старую белую киноплёнку. Всего было вырублено 10 000 штук, которых хватило на четыре костюма. Они были покрашены водостойкой перламутровой краской, вручную поодиночке нашиты на комбинезоны.[7][9]
  • Под водой Ихтиандр плавает редким стилем «дельфин».
  • Анастасия Вертинская, вначале не умела плавать. В итоге в подводных съёмках дублёрша лишь страховала её и первой проходила маршруты.[9]
  • По свидетельству второго оператора картины Мирона Темиряева «Съёмки велись с мая по декабрь 1961 года. А премьера была в 1962 году в Москве (3 января в кинотеатре „Россия“, в 19 часов)».[19].
  • Критики обвиняли создателей в том, что это не искусство, а «третьесортный жанр», что недопустимо «портить высокий вкус советского зрителя жанром приключенческого фильма». Нападки поутихли лишь года через три, когда фильм посмотрели более 100 миллионов зрителей, и некоторые из не очень оголтелых хулителей понев.[9]
  • «Песню бродячего певца» («Уходит рыбак в свой опасный путь») исполнил Артур Почиковский[16] — солист Ленинградского Малого оперного театра.
  • Песню «Эй моряк, ты слишком много плавал…..» написал молодой ленинградский композитор Андрей Петров. Исполнила эту песню джаз-певица Нонна Суханова. Саму певицу в кафе-шантане где звучит эта песня, сыграла известная в то время манекенщица Нина Большакова[20]

Признание и награды

Хорошо, что у меня есть только один фильм — светлый, добрый, но который все вспоминают. Некоторые сыграли во многих фильмах, но кто вспомнит эти роли...

Примечания

  1. Человек-амфибия. Архивировано из первоисточника 4 июня 2012. Проверено 15 мая 2012.
  2. Гизельдонское ущелье - Центральный Кавказ
  3. Речь идёт об окончании съёмок фильма «Сын Иристона»
  4. VIDEODIVE.RU.Все о дайвинге
  5. ↑ Новости NEWSru.com :: 45 лет назад на киноэкраны вышел "Человек-амфибия", собравший 60 млн зрителей
  6. ПОЛИИНФОРМ ¦ Новости ¦ Родина первого отечественного акваланга
  7. ↑ Как снимали фильм «Человек-амфибия»
  8. ↑ Интервью с создателями фильма
  9. ↑ Фридайвинг: Александр Потапов, Людмила Осокина: Кинолегенда об Ихтиандре
  10. Интервью с Владимиром Чеботарёвым на TV канале «Ностальгия» — 22 Апреля 2008 года
  11. ЧЕЛОВЕК – АМФИБИЯ: ГЕРОЙ, В ГЛАЗАХ КОТОРОГО ОТРАЖАЕТСЯ МОРЕ…. Сайт LiveJournal (5 августа 2011). Проверено 11 июля 2011.
  12. Ихтиандр, сын адмирала. «Экспресс газета» online № 29 (806) (16 июля 2010). Проверено 11 июля 2011.
  13. Актерская судьба «Ихтиандра». Журнал «Почта России» № 1 (2004). Проверено 11 июля 2011.
  14. Коренев Владимир Борисович. Международный объединенный биографический центр. Проверено 11 июля 2011.
  15. «Песенка о морском дьяволе» (музыка Андрея Петрова, стихи Соломона Фогельсона).
  16. ↑ Песни из кинофильмов. Красная книга российской эстрады
  17. Розовский Э. А. Встреча с Ихтиандром - из опыта подводных съемок кинокартины “Человек-амфибия”
  18. Розовский Э. А. Встреча с Ихтиандром - из опыта подводных съемок кинокартины “Человек-амфибия”
  19. Мирон ТЕМИРЯЕВ: «Без оператора «кина» точно не будет»  (рус.). Встреча для вас. Информационно-аналитический сайт «Осетия-Квайса» (13 декабря 2009). Проверено 11 июля 2011.
  20. Лидия Клемент и Нонна Суханова («Слушай, Ленинград, я тебе спою…»)

Ссылки

В Викицитатнике есть страница по теме
Человек-амфибия (фильм)
  • «Человек-амфибия» в каталоге «Ленфильма»
  • «Человек-амфибия» на сайте russiancinema.ru
  • Федоров А. В. Анализ культурной мифологии медиатекста на примере повести А.Беляева «Человек-амфибия» (1927) и ее экранизации (1961)
  • «Человек-амфибия» на сайте «Кино-Театр.РУ»

  Кино

Tags: Человек-амфибия где снимали, человек-амфибия театрально-цирковое шоу, человек-амфибия новый фильм смотреть онлайн, человек-амфибия 1 серия, человек-амфибия новый фильм.