Потолки

Подвесные и натяжные потолки

Метки: Чародеи любви, чародеи братья стругацкие, чародеи уфа фото, чародеи ведьмина вода слушать, чародеи ашка, чародеи зеркало караоке, чародеи тексты песен.

«Чародеи»
Жанр

комедия, сказка, мюзикл

Режиссёр

Константин Бромберг

Автор
сценария

братья Стругацкие

В главных
ролях

Александра Яковлева
Александр Абдулов
Екатерина Васильева
Валентин Гафт

Оператор

Константин Апрятин

Композитор

Евгений Крылатов

Кинокомпания

Одесская киностудия

Длительность

147 мин.

Страна

СССР

Год

1982

IMDb

ID 0083730

«Чароде́и» — новогодняя музыкально-комедийная киносказка режиссёра Константина Бромберга по сценарию братьев Стругацких. Фильм снят в Советском Союзе в 1982 году, и премьера его на ЦТ состоялась вечером 31 декабря 1982 года. Повторный показ фильма состоялся уже в январе 1983 г. — по Второй программе ЦТ.

Имена отдельных героев и общая характеристика места действия (некий НИИ в глухой провинции, где изучают волшебство и магию), как и некоторые другие детали, взяты из повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу», однако «Чародеи» не являются экранизацией этой книги и представляют собой совершенно самостоятельную историю.

Содержание

Сюжет

Действие происходит под Новый год в городе Китежград.

Иван Пухов (Александр Абдулов), молодой сотрудник фабрики музыкальных инструментов, музыкант и настройщик роялей, влюблён в молодую и привлекательную девушку Алёну (Александра Яковлева), которая работает ведьмой в институте волшебства НУИНУ (Научный универсальный институт необыкновенных услуг), в Китежграде. Их свадьба вот-вот должна состояться, и Алёна переедет к мужу. Но об Алёне грезит соперник — коварный заместитель директора Аполлон Сатанеев. Ему известно о романе директора Шемаханской с учёным Иваном Кивриным. Оклеветав Алёну, которая якобы хочет увести Киврина у директрисы, он провоцирует ревность этой грозной колдуньи. Шемаханская устраивает скандал Алёне и налагает на неё заклятие «зимнего сердца». С этого момента Алёна становится злой, расчётливой, коварной — ведьмой в другом смысле слова. Она больше не помнит Ивана и начинает расставлять сети на перспективного Сатанеева.

Спасти любовь решают друзья Алёны — волшебники Ковров и Брыль, работающие в НУИНУ. Пухова срочно вызывают в Китежград, надеясь, что его появление развеет злые чары. За женихом следует его маленькая сестрёнка Нина. Ковров магическим образом направляет Брыля в купе вагона, в котором едет Пухов. Брыль в образе «вагонного» (от слова «вагон» — по аналогии с лешим, домовым, водяным), в форме проводника железнодорожного вагона, вводит Пухова в курс проблемы. По его прибытии Коврову и Брылю удаётся выдать Ивана за музыканта, который должен выступать на новогоднем вечере. Алёна не узнает своего жениха, даже когда он появляется перед ней. Шемаханская отказывается снять проклятие, заявляя, что оно наложено справедливо. От подслушавшей разговор директора с Сатанеевым секретарши Ковров и Брыль узнают, что заклятие можно снять только поцелуем — Алёна должна сама поцеловать своего настоящего жениха, причём это должно произойти до Нового года. Пухов пытается вернуть Алёну с помощью волшебной палочки, но та имеет власть только над сферой услуг. Он проникает в дом Алёны, чтобы она поцеловала его во сне (во время сна она остаётся настоящей Алёнушкой, любящей своего Иванушку). Но случай снова срывает его планы.

Сатанеев делает предложение Алёне, и расчётливая ведьма выдвигает ряд требований: жених должен омолодиться и сделать её заместителем директора по науке. Сатанеев, сам метивший на эту должность, соглашается, решив, что станет директором сам. Он похищает волшебную палочку и проводит с её помощью процедуры омоложения на самом себе. Но, главное, он подменяет палочку простым карандашом, чтобы Шемаханская опозорилась перед высокой комиссией при демонстрации. Тем временем в Китежград возвращается Киврин и с удивлением обнаруживает, что его не пускают в родной институт по приказу ревнивой директрисы.

На новогоднем вечере появляются все персонажи, даже Киврин, который проникает в зал под видом Деда Мороза. Шемаханская должна открыть вечер демонстрацией волшебной палочки, но та не функционирует. Сатанеев пытается произвести впечатление на гостей своей магией, спрятав палочку в рукав, но по незнанию (палочка выполняет желания буквально) он командует «Хочу, так сказать, оказаться на коне в этом здании» и оказывается верхом на коньке двускатной крыши. Иван может оставить соперника на грани позорной гибели, но вместо этого взбирается на крышу и помогает старику спуститься. В награду Алёна целует его, и чары рассеиваются. Все танцуют, а Киврин во всеуслышание объявляет Шемаханскую своей невестой.

История создания

Сценарий

Первоначально братья Стругацкие написали сценарий, по сути представлявший собой переложение «Суеты Сует», второй части повести «Понедельник начинается в субботу» с новыми сюжетными линиями. Этот сценарий, под названием «Понедельник начинается в субботу», впервые был опубликован в журнале «Уральский следопыт» в 1990 году, в современных изданиях публикуется под названием «Чародеи». Однако Бромбергу такой сценарий не понравился (он имел мало шансов пройти цензуру), и Стругацкие были вынуждены его полностью переделать по указаниям режиссёра. В результате была создана совершенно новая, новогодняя история, в которой только использовались некоторые персонажи и имена сотрудников «НИИЧАВО». Сценарий телефильма впервые был опубликован в сборнике «Неизвестные Стругацкие. От „Понедельника…“ до „Обитаемого острова“: черновики, рукописи, варианты» (Сост. С. Бондаренко. Донецк: Сталкер, 2006). С. 60 — 160.

История позже повторилась с другой экранизацией Стругацких — «Дни затмения» и режиссёром Сокуровым, несколько раньше — со сценарием фильма «Сталкер», снятого Тарковским. В итоге в фильмах от содержания книг, «по мотивам» которых они сняты, осталось очень немного.

Борис Стругацкий так отзывался о фильме «Чародеи»:

Мюзикл получился недурной. Сначала он мне, признаться, не понравился совсем, но посмотревши его пару раз, я к нему попривык и теперь вспоминаю его без отвращения. Кроме того, невозможно не учитывать того простого, но весьма существенного обстоятельства, что на протяжении множества лет этот мюзикл РЕГУЛЯРНО и ЕЖЕГОДНО идет по телевизору под Новый год. Значит, нравится. Значит, народ его любит. Значит, — есть за что…[1]

Места съёмок

Внутренние помещения НУИНУ снимали в здании телецентра Останкино. Режиссёр фильма Константин Бромберг однажды заблудился в нём и забрёл в часть здания, где обнаружил восьмипролётную мраморную лестницу с мозаикой и смальтой, о которой, как потом выяснил, все забыли. Внешний вид здания НУИНУ — московская гостиница «Союз». Банкетный зал, где происходила финальная часть фильма — суздальский гостинично-туристический комплекс «Турцентр»[2][3][4]. Дом, где жила Алёна, снимали в городе Пущино.

В фильме есть эпизод — когда Алёна летает на метле, она облетела здание «НУИНУ», и его показали снаружи. Выглядит это здание как гостиница «Союз» с двухскатной крышей[5], однако в реальности гостиница «Союз» двухскатной крыши не имеет[6]. Была выполнена комбинированная съёмка: взяли здание гостиницы «Союз», и наверх «затащили» здание ГТК «Турцентр». Гибрид получился весьма удачным.

В Суздале снимался эпизод, как Иван проходит через стены. Съёмочная группа ожидала звёздной ночи. По воспоминаниям Семёна Фарады[7], когда началась съёмка, над съёмочной группой завис настоящий НЛО. Пока оператор Апрятин разворачивал стационарную камеру объективом вверх, объект исчез.

Некоторое эпизоды фильма снимались в ДК «ЗИЛ». Например, момент, где Камнеедов перепутал на стенах знаки препинания «Что ты сделал для науки!», снимался в зимнем саду, а место, где из дуба делали волшебную палочку и Ваня учился проходить сквозь стены, было снято за кулисами большой сцены ДК «ЗИЛ».

Время действия

В эпизоде, когда А. М. Сатанеев восседает верхом на «коне», в кадре видна Луна за сутки до первой четверти. По сюжету это вечер 31 декабря. Фильм снимался в 1982 году и как раз именно вечером 31 декабря 1981 года Луна была за 1,5 суток до первой четверти. Ближайшая такая дата — 31 декабря 1973 года.

Актёры

Семён Фарада вспоминал, что его роль задумывалась как эпизодическая — гость с юга с четырьмя фразами. Но актёр сам придумал себе роль. Например, выдумал появление следов, когда его герой потерялся в лабиринтах коридора. Прямо в кадре выдал фразу: «Боже, как я похудел». Фразу, ставшую крылатой, «Ну кто так строит?!» предложил Семён Фарада после того, как однажды реально заблудился в телецентре и не мог найти съёмочную группу.

Идея белого костюма, в котором щеголял Александр Абдулов («Главное, чтобы костюмчик сидел!»), заимствована из фильма «Лихорадка субботнего вечера». В этом фильме в таком же костюме танцевал главный герой в исполнении Джона Траволты.

Э. Виторган, М. Светин и А. Абдулов свои песни в фильме поют сами (за исключением «Серенады» «…Ей хватит, одной интонации хватит, чтоб пламя до неба разжечь!..», которую исполнил за кадром Валерий Золотухин). А вот за Александру Яковлеву (Алёна Санина), Екатерину Васильеву (Кира Шемаханская) и Аню Ашимову (девочка Нина Пухова) пели Ирина Отиева, Жанна Рождественская, Ольга Рождественская и Лариса Долина. На пластинке фирмы «Мелодия» с песнями из фильма «Чародеи» музыкальные номера записаны в том варианте, как они звучат в фильме, за исключением песни «Представь себе» — она записана в исполнении Л. Серебренникова (в фильме поет А. Абдулов).

Георгий Вицин озвучил говорящего кота Василия. Однако в итоговом монтаже почти вся роль кота была вырезана, остались всего два слова: «Хам!» и «Ура!». Вицин был ужасно расстроен.

Список ролей

В главных ролях

  • Александра Яковлева — Алёнушка (Алёна Игоревна Санина), сотрудница института, заведующая лабораторией, опытная чародейка. В начале фильма показанная как добрая и отзывчивая девушка, из-за ревности Шемаханской и интриг Сатанеева была превращена в бессердечную и расчетливую карьеристку. Её книжным прототипом, возможно, является ведьмочка Стелла (Понедельник начинается в субботу).
  • Александр Абдулов — Иванушка (Иван Сергеевич Пухов), рабочий Московской экспериментальной фабрики музыкальных инструментов, жених Алёны. Несколько импульсивный, но смелый и решительный молодой человек. Иванушка возник из образа Александра Привалова, каким он показан в первой части «Понедельника». Готов на все, чтобы расколдовать любимую — так, например, научился проходить сквозь стены, хотя не имел никакого представления о волшебстве.
  • Екатерина Васильева — Кира Анатольевна Шемаханская, директор института, академик, волшебница, умная и, в сущности, добрая, но чересчур занятая, ревнивая и ранимая женщина. Именно она наложила на Алёнушку заклятье Зимнего Сердца, обманутая Сатанеевым. Шемаханская не имеет книжного прототипа, её образ был создан авторами фильма как синтез образов средневековых чародеек, и вместе с тем он во многом родственен образу Людмилы Прокофьевны Калугиной (Служебный роман).
  • Валентин Гафт — Аполлон Митрофанович Сатанеев, заместитель директора института, главный антагонист фильма. Сатанеев — интриган и конъюнктурщик, пытающийся обманом жениться на Алёне и «подсидеть» Шемаханскую перед комиссией в новогоднюю ночь. Прототипом Сатанеева стал профессор Выбегалло (Понедельник начинается в субботу). Примечательно, что на протяжении всей картины Сатанеев не совершает самостоятельно ни одного магического действия и, возможно, даже ничего не смыслит в магии — он даже не смог пройти сквозь стену вслед за Иванушкой. Сатанеев — сатирический образ ловкого администратора, карьериста и «чиновника от науки», устроившегося не на своем месте и занимающегося своими личными делами в ущерб работе.
  • Михаил Светин — товарищ Брыль (Фома Остапович Брыль), сотрудник института, бывший домовой, ассистент Коврова. Хитроватый, решительный, зачастую комичный, но добрый персонаж. Колдовать умеет, но не любит, предоставляя инициативу Коврову. Образ Брыля возник из смешения нескольких эпизодических персонажей романа (Хомы Брута, домового Тихона, а также некоторых других). Вторая роль — вагонный
  • Эммануил Виторган — товарищ Виктор Ковров, сотрудник института, магистр, чародей, друг Алёны и, впоследствии, Ивана. Его прототипом, скорее всего, является Роман Ойра-Ойра (Понедельник начинается в субботу), но в нём имеются черты и других магистров, в частности, его тёзки Виктора Корнеева. Вместе с Брылем он помогал Иванушке снять заклятье с Алёны. Однако, несмотря на всю свою положительность, Ковров тоже отчасти сатиричен — он представляет своеобразную «рабочую лошадь» института, нагруженную не только своей работой, но и множеством чужих дел, пока ответственные за них наслаждаются синекурой. Поэтому, из-за постоянной озабоченности множеством нерешенных проблем, Ковров часто путается в заклинаниях.
  • Валерий Золотухин — Иван Степанович Киврин, сотрудник института, заместитель директора, академик. Влюблен в Шемаханскую и много раз (на момент начала фильма — семь) просил её выйти за него замуж, но получал отказ. Невольно стал причиной всех бед, в порыве ревности распустив сплетню о своей любовной интриге с Алёной. Интересно, что от своего книжного прототипа — Федора Симеоновича Киврина, — взял только фамилию.
  • Роман Филиппов — Юлий Цезаревич Камнеедов, завхоз института. Возник из второстепенного персонажа «Понедельника», Модеста Матвеевича Камноедова, тоже завхоза. Однако если Камноедов в романе монументален и несокрушим, то Камнеедов в картине подобострастен, услужлив, трусоват и постоянно идет на поводу у начальства.
  • Семён Фарада — гость с юга, безымянный персонаж, с неясными полномочиями приехавший в Китежград. Хитер, вороват. Насквозь сатирический образ человека, без всяких на то оснований, на одном нахальстве, вмешивающегося в работу института, как будто так и надо.
  • Аня Ашимова — Нина Пухова, сестра Иванушки (озвучивала Светлана Харлап).

В ролях

Озвучание

Саундтрек

Композитор — Евгений Крылатов. Текст песен — Леонид Дербенёв.

  1. «Представь себе» (Так же синей ночью звезды в небе кружат…) — Александр Абдулов
  2. «Загадка женщины» (В любви не бывает всё просто и гладко…) — Ирина Отиева
  3. «Ведьма-речка» (В жару и стужу жгучую, чтоб не было беды…) — Ирина Отиева
  4. «Спать пора» — Михаил Светин
  5. «Песенка про костюмчик» — Михаил Светин и Эммануил Виторган
  6. «Серенада» — ВИА «Добры молодцы»
  7. «Кентавры» — ВИА «Добры молодцы»
  8. «Песенка о снежинке» — Ольга Рождественская и ВИА «Добры молодцы»
  9. «Три белых коня» — Лариса Долина
  10. «Подойду я к зеркалу» — Жанна Рождественская
  11. «Только сердцу не прикажешь» — Жанна Рождественская и Владислав Лыньковский
  12. «Говорят, а ты не верь» — ВИА «Добры молодцы»

Примечания

  1. Б. Стругацкий «Комментарии к пройденному» ссылка от 30 сентября 2008 года
  2. Гостинично-туристический комплекс «Турцентр» | Отдых в суздале | Гостиницы Суздаля ГТК Турцентр и увлекательный отдых в Суздале, отдых в России
  3. http://s56.radikal.ru/i151/0901/c6/2b5731f1d9a3.jpg
  4. http://s48.radikal.ru/i120/0901/f0/9031bc7061e7.jpg
  5. http://s57.radikal.ru/i156/0905/73/d2eb79da8f97.jpg
  6. http://s59.radikal.ru/i166/0905/4c/f08e80e975e3.jpg
  7. «Чародеи»: на съемках фильма над киногруппой кружил НЛО!, статья Анны Велигжаниной, Комсомольская правда, 09.01.2004

Ссылки

В Викицитатнике есть страница по теме
Чародеи (фильм)
  • Полная версия фильма «Чародеи» 1 серия на YouTube
  • Полная версия фильма «Чародеи» 2 серия на YouTube
  • Музыка из фильма «Чародеи»
  • «Чародеи»: Гафт чуть не придушил Яковлеву

Tags: Чародеи любви, чародеи братья стругацкие, чародеи уфа фото, чародеи ведьмина вода слушать, чародеи ашка, чародеи зеркало караоке, чародеи тексты песен.